Школьный проект и экология: как привить интерес к заботе о родном крае

Автор Матвеева Алена Владимировна, старший преподаватель кафедры КРИПКиПРО В третьем тысячелетии человечество столкнулось с глобальной проблемой состояния окружающей среды.

Автор Матвеева Алена Владимировна, старший преподаватель кафедры КРИПКиПРО

В третьем тысячелетии человечество столкнулось с глобальной проблемой состояния окружающей среды. За время своего существования на Земле люди успели испортить экологию планеты. И уже в конце прошлого века встала острая необходимость спасать Землю, от неразумной человеческой жизнедеятельности. Об экологических проблемах знают даже дошкольники. А в школьном возрасте учащиеся активно приобщаются к экологическим акциям и проектам. Новое поколение вынуждено спасать и сохранять природу, с тем, чтобы дать шанс уже своим детям дышать без респираторов.

В Кемеровской области состояние окружающей среды оставляет желать лучшего. 3500 предприятий загрязняют воздух своими выбросами. И, хотя за последнее десятилетие индекс содержания в воздухе вредных веществ удалось стабилизировать до хорошего, но говорить об идеальной экологии в регионе рано. Нынешние школьники при наличии багажа знаний о реальном состоянии окружающей среды, могут преломить ситуацию. Но для того, чтобы привить интерес к заботе о родном крае одних воспитательных бесед мало. В то же время метод исследовательских проектов позволяет каждому ребёнку почувствовать свою значимость в выполнении глобальных задач по спасению экологии, и увидеть реальный результат своего вклада. Школьники разных возрастов могут приобщиться к таким проектам в Глобальной школьной лаборатории. 

Экологическое образование, как стержень в развитии ребёнка

Природу, как главный источник знаний и средство для развития у детей мыслительных, чувственных и волевых процессов, рассматривал в своих трудах в 17 веке выдающийся чешский педагог Ян Амос Коменский. Именно он отметил, что дети всегда с удовольствием чем-то занимаются, и задача взрослых не мешать этому, а мешать, а создавать такие условия, чтобы подрастающему поколению всегда было что делать. Роль природы родного края в умственном и словесном развитии детей описывал и наш соотечественник Константин Ушинский. Помочь ребенку стать исследователем в мире природы, с тем, чтобы он смог ежедневно совершать новые для себя открытия, рекомендовал выдающийся педагог Василий Сухомлинский. Развивая их идеи советский и российский учёный в области педагогики Галина Щукина доказала, грамотное взаимодействие ребёнка с природой возможно только при полных и системных экологических представлениях. Взяв за основу труды этих, а также других передовых учёных-педагогов, воспользовавшись собственными наработками, специалисты ГлобалЛаб разработали несколько экологических проектов, позволяющих детям присоединиться к их выполнению в режиме онлайн.

Эффект экологических проектов

 
Согласно определению, который дал в своём словаре Ожегов, проект – это замысел, план. Его реализация в ГлобалЛаб предполагает смоделированные ситуации, к ним подключается учащийся или группа учеников, которые самостоятельно ставят и решают проблему в ходе самостоятельной активной деятельности. Любой проект имеет свои временные рамки, в качестве модератора выступает тьютор глобальной школьной лаборатории. По итогу все данные исследовательской работы детей анализируются и систематизируются. Это достаточно эффективный метод, который позволяет ребёнку сформировать собственный опыт и развиваться как личность.


Детям предлагают, как краткосрочные проекты, рассчитанные на несколько недель или месяц, среднесрочные, срок которых длится от 2 до 4 месяцев и долгосрочные, рассчитанные на учебный год. Все участники проекта являются равноправными партнёрами, которые кроме новых знаний осваивают навыки созидания с природой родного края, бережного к ней отношения. А параллельно получают знания по биологии, географии, химии, социологии, русскому языку и литературе, математике, здоровью и безопасности, и, конечно краеведению.


Стоит отметить, что в Кемеровской области накоплен свой уникальный опыт, о работе в онлайн-проектах, но экологическая их направленность недостаточно охвачена. А ведь подобные проекты позволяют детям получить парадоксальные решения, которые в дальнейшем могут найти воплощение в реальной жизни.

Как проекты стимулируют школьников заботится о природе родного края

   
В Глобальной школьной лаборатории около сотни проектов экологической направленности. От глобальных, таких как «Экогород», в ходе которого дети и взрослые проектируют собственную модель идеального для жизни мегаполиса, до совсем простых, связанных с изготовлением эко-сумок и пользе от их использования.

Есть проекты, доступные даже дошкольников: «Экотропа», «Где фантик», «Сдай батарейку – спаси планету». Есть и те, которые рассчитаны на участников от 19 лет и старше, такие как «Экологические проблемы родного края», «Пылевой мониторинг», «Земля в пластиковой упаковке». Есть проекты, которые разработала редакция лаборатории: «Изучаем особо охраняемые природные территории», а есть те, которые инициировали и внедряют участники, например, «Почему животные становятся бездомными», «Загрязнение воздуха в твоём городе» и многие другие. Можно присоединиться к монопроекту, который направлен исключительно на здоровье и безопасность: «Что вы делаете для поддержки экологии?», или стать участником комбинированного проекта, позволяющего расширить свои знания в разных науках: математики и биологии – «Экология в цифрах», искусства, технологии и социологии – «Экологичная мода». Или даже предложить свой собственный проект и начинать воплощать его в жизнь.

Ежедневно сотни детей и взрослых присоединяются к исследовательской деятельности в ГлобалЛаб, и экологическая направленность является одной из самых популярных и эффективных для формирования важных навыков, которые в дальнейшем позволят спасти планету от катастрофы.

Последние новости

«Кузбасс-онлайн» решает ваши проблемы

У междуреченцев есть возможность сообщать о проблемах в сфере ЖКХ и быть в курсе городских событий, а также принимать участие в голосованиях и сообща решать вопросы благоустройства города.

«Металлург» проиграл «Барсу» в последней игре года

OLIMPBET Чемпионат России - Всероссийская хоккейная лига. Регулярный чемпионат «Металлург» - «Барс» - 2:5 (1:1, 1:1, 0:3) Голы: Климкин (Мухин), 13.34 (0:1).

Андрей Лунев: «Соперник был более мотивирован»

Пресс-конференция главных тренеров после матча «Металлург» — «Барс» (2:5).

Домашний интернет: выбор для тех, кто ценит комфорт и качество

Высокая скорость, стабильное соединение и выгодные тарифы для всей семьи

Здесь вы можете узнать о лучших предложениях и выгодных условиях, чтобы купить квартиру в Златоусте

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *