10.04.2024

40 лет эксплуатации: интересные факты из истории Кузбасского моста

В Кемерове в этом году пройдет капитальный ремонт одного из важнейших объектов дорожно-транспортной инфраструктуры.

В Кемерове в этом году пройдет капитальный ремонт одного из важнейших объектов дорожно-транспортной инфраструктуры. Реконструкция за 40 лет будет проводиться впервые. Еще в 2023-м специалисты занимались обновлением подмостового пространства, а в ближайшее время приступят к ремонту на поверхности. Здесь уже не обойтись без неудобств для жителей города.

Полностью перекрывать мост на долгое время не планируют, только отдельные полосы. Эксперты тщательно готовятся к старту строительных работ, чтобы сделать передвижение горожан максимально комфортным. Мы же решили окунуться в историю и вспомнить, как создавался этот важный для Кузбасса объект.

Кузбасский или «второй коммунальный»?

Свое имя герой нашего материала получил не сразу. В самом начале его называли «вторым коммунальным» по аналогии с первым на Кузнецком проспекте. Кузбасским мост стал 5 сентября 1979 года . Имя выбрано не случайно. Ведь именно эта переправа стала важной частью не только городской транспортной системы, но и всего региона. Ведь это пока единственный крупный магистральный путь через Томь, соединяющий юг и север области.

Задумка

В 1948 году в Кемерове запланировали возвести три моста. И, действительно, столице Кузбасса очень не хватало переправ через реку. Особенно это стало заметно в последние годы, когда на правом берегу стали активно строиться новые микрорайоны. В конце 40-х появилась идея возвести мосты на Кузнецком проспекте, в Кировском районе и в деревне Красной. Первый из них тогда уже начали возводить.

Кузбасский же мост ждал своей очереди 20 лет . Именно тогда назрела острая необходимость соединить заискитимскую часть с правым берегом. В Кемерове активно велось строительство, населения становилось все больше, количество транспорта увеличивалось. И одного моста уже не хватало.

Разработка проекта

Им занимались специалисты московского института «Гипротрасмост». Инженер-мостостроитель Борис Горожанин является непосредственным автором проекта. Причем, не только Кузбасского моста, но и нового Кузнецкого.

«По всей длине мост «повиснет» на одной высоте, что, как утверждают мостостроители, сегодня в моде, – сообщает газета «Кузбасс» из 1970-х . – Подобные мосты уже поднялись над реками Прибалтики и в Томске».

Изначально планировалось, что на Кузбасском мосту будут трамвайные пути. Помешало этому появление нового вида транспорта – троллейбусов. Линию на правый берег должны были протянуть еще в 1980-х .

Стройка длиной в 12 лет

Ради нового моста пришлось сносить частные дома. По воспоминаниям кемеровчан, в зону строительства на левом берегу частично попали Заречные улицы, дома поселка Кирзавода и садов «Раздолье», а на правом – внушительный кусок деревни Красной. Подготовительные работы начались в 1971 году . Тогда прокладывали технологические дороги, делали земляные насыпи и другую необходимую для строительства инфраструктуру.

Мостостроители собирают одну из секций моста, 1980-й. Фото: архив газеты «Кузбасс»/Ю.Сергеев

Когда все это было готово, к созданию моста приступил коллектив мотопоезда №438 . Работы велись сразу на обоих берегах. Первые две опоры возвели уже в феврале 1974 года . В газетах того времени активно освещали важную для Кузбасса стройку. Журналисты рассказывали, например, о том, что летом для работ использовали понтонные площадки, а зимой прокладывали дорогу прямо по реке, куда загоняли в том числе тяжелые машины. Мост соединил два берега Томи в 1980-м . Оставалось финальная фаза по доводке объекта и созданию дорожной инфраструктуры.

Кузбасский мост на финальном этапе строительства, начало 1980-х. Фото: группа ОК «Мы из старого Кемерово»

Открытие моста

29 октября 1983 года прошли последние предпусковые испытания. О долгожданном событии вышел репортаж на первой полосе газеты «Кузбасс»: «На автопроезде в шесть рядов выстроились 30 тяжелых «КрАЗов» с грузом весом 22 тонны каждый. За рулем – водители-испытатели Кировской и Южной автобаз Главкузбасстроя. Готовность номер один – и пуск… Процессия стартует под радостные крики: «Ура! Поехали!» Мост, которого кемеровчане ждали с 1972-го, вступил в работу».

Последнее испытание моста, 29 октября 1983-го. Фото: архив газеты «Кузбасс»/Ю.Сергеев

К этому моменту была готова проезжая часть длиной 620 метров и шириной 15 , а также тротуары, лестничные спуски и освещение.

Важные моменты в истории

Одно из самых важных событий случилось в 2005 году . На мосту расширили проезжую часть, смонтировали контактную сеть и запустили троллейбусные маршруты №12 и №14 в Рудничный район. Первый курсирует от железнодорожного вокзала, второй – из Ленинского района. Тогда это решение было необходимо для города, потому что в 2006-м старый Кузнецкий мост закрыли, а новый еще был на этапе строительства. И в Кемерове почти год правый и левый берег соединяла только одна переправа.

Середина 2000-х. Фото: архив пресс-службы администрации города Кемерово

Еще одно событие случилось в 2010 году . Из-за сильных морозов, мост слегка отклонился в сторону правого берега. К счастью, обошлось без трещины, как это было на Кузнецком мосту в 1968 году . Специалисты смогли подтянуть мост домкратами в исходное положение. Кроме того, тогда на металлические конструкции нанесли антикоррозийное покрытие, обновили деформационный шов и тротуары, уложили защитный слой и гидроизоляцию. За 30 лет службы это была единственная существенная поломка моста.

Наши дни

Все кемеровчане прекрасно знают, что мост находится сейчас не в лучшем состоянии. Капитальный ремонт действительно необходим. Уже это улучшит дорожную ситуацию. Ну и, конечно, жители с нетерпением ждут, когда запустят движение по третьему мосту через Томь на Северо-Западном обходе Кемерова. Планируют построить и четвертую переправу в рамках Восточного обхода. Финансирование на его проектирование уже выделено.

В материале использовались материалы, подготовленные Мариной Тумановой

Последние новости

В Кузбассе идет Неделя профилактики инфекций, передающихся половым путем

С 29 апреля по 5 мая 2024 года Министерством здравоохранения Российской Федерации объявлена неделя профилактики инфекций, передающихся половым путем.

Профилактика заболеваний не менее важна, чем качественное лечение

Профилактика заболеваний не менее важна, чем качественное лечение. Согласитесь, проще бросить курить, чем лечить, например, хроническую обструктивную болезнь легких.

Юрий Скворцов: «Герои прошлого и настоящего сражались и сражаются за нашу свободу и независимость»

Вице-спикер Парламента КуZбасса, председатель Совета регионального отделения Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ» в Кемеровской области,

Card image

Почему деревенский дом в окрестностях Луховиц становится популярным выбором?

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *