Адаптация персонала: на заметку HR-менеджерам

Адаптация персонала: на заметку HR-менеджерам

Каждый новый работник, будь он стажером или опытным специалистом, испытывает стресс, касающийся выполнения задач, общения с коллегами и руководителем на новом рабочем месте. Это нормально, потому что адаптация может занять время.

Чтобы облегчить этот процесс и обеспечить скорейшую интеграцию в коллектив, разработаны специальные методы и программы. Современные HR-менеджеры также все чаще используют инновационные инструменты, чтобы помочь справиться с этой важной задачей. В данной статье мы расскажем, какие именно инструменты используются для эффективного решения этой проблемы.

Адаптация новых сотрудников – одна из ключевых задач HR-отдела в любой организации. Хотя можно просто дать процессу развиваться естественным путем, это далеко не самый эффективный подход. Во время процесса адаптации как компания оценивает нового сотрудника, так и новый сотрудник оценивает компанию, и если процесс не контролируется, есть вероятность, что человек откажется от должности или потратит слишком много времени на то, чтобы влиться в коллектив.

Хорошо налаженная система адаптационных мероприятий позволяет сократить издержки компании, так как помогает новому сотруднику как можно скорее начать работать на полную ставку. К тому же, она повышает лояльность к сотрудникам, укрепляет коллектив и, в конечном итоге, экономит время как исполнителей, так и начальства.

Продолжительность адаптации обычно составляет от 2 до 8 недель, в зависимости от склада характера нового сотрудника, рода работы, количества обязанностей и эффективности методов адаптации персонала, используемых в компании. Однако при подготовке и адаптации топ-менеджеров срок может быть и заметно больше – американские кадровые службы считают, что адаптация таких сотрудников может занять до 20-26 недель.

Адаптация является неотъемлемой частью нового рабочего процесса, представляя усилия сотрудника и компании в целом. Существует два типа адаптации: производственная и непроизводственная.

Производственная адаптация занимает цикл, включающий профессиональную, психофизиологическую, социально-психологическую, организационно-психологическую, организационно-административную, экономическую и санитарно-гигиеническую адаптации. Цель производственной адаптации заключается в знакомстве новых сотрудников с правилами и нормами работы в компании, их служебными обязанностями, системой коммуникации и коллективом, а также с системой вознаграждения.

Непроизводственная адаптация включает в себя создание дружественной обстановки в коллективе. Она предполагает проведение корпоративных мероприятий, совместных развлекательных и спортивных активностей. Это позволяет усилить взаимодействие между сотрудниками, сделать их более социально адаптированными и благоприятно повлиять на их работоспособность.

Следует помнить, что адаптация имеет решающее значение как для новых сотрудников, так и для компании в целом. Источники говорят, что более 80% людей, которые уволились в первые 6 месяцев работы на новом месте, приняли это решение еще в первые 2 недели. Так что, наличие качественной адаптационной программы и ее успешное выполнение является ключом к долгосрочному успеху компании и сотрудников в будущем.

Шаги адаптации персонала в организации и роли участников этого процесса

Этапы адаптации включают временные промежутки, в рамках которых принимаются меры по включению нового сотрудника в коллектив. Обычно выделяют 4 этапа:

  1. Оценка подготовленности сотрудника. Этот этап, собственно говоря, не может считаться полноценным этапом адаптации: оценка проводится до начала работы, чтобы определить сроки и разработать план для адаптации. На этом этапе необходимо узнать: работал ли новый работник в схожих условиях, знаком ли он с организацией работы в компании. Этап не связан с профессиональным опытом или наличием специальных знаний.
  2. Ориентация. Включает знакомство с порядком работы, структурой компании, корпоративными правилами, ценностями, историей организации. Так же необходимо представить новичка коллегам, если возможно — неформальным образом. Все это проводится в первые недели работы.
  3. Практическая ориентация. Этот этап предназначен для применения различных знаний на практике и включения сотрудника в работу коллектива. Необходим контроль и обратная связь, чтобы понять, что новый работник успешно адаптировался, разделяет ценности компании и соблюдает ее правила, а также нашел общий язык с коллегами и руководством.
  4. Функционирование. Заключительный этап, в рамках которого сотрудник разрешает все проблемы и на 100% вовлекается в свою деятельность.

Методы и Инструменты Адаптации Персонала: Зачем Они Нужны и Как Работают

Работа в сильной и успешной команде является ключевым аспектом успеха в бизнесе. Поэтому компании, которые понимают это, создают целые системы для адаптации новых сотрудников. Эти системы включают в себя ряд мероприятий, которые призваны создавать два типа мотивации: внутреннюю, то есть личностную, и внешнюю, то есть экономическую.

Что касается экономической мотивации, то здесь все достаточно очевидно. Финансовые вознаграждения должны соответствовать уровню сотрудника. Бонусы и премии также способствуют укреплению лояльности. Но что такое личностная мотивация?

Личностная мотивация тесно связана с корпоративной культурой компании и стремлением сотрудника к личному росту и развитию. Чтобы такая мотивация появилась, необходимы ряд мероприятий, которые помогут новому сотруднику интегрироваться в жизнь компании. В этой статье мы рассмотрим несколько инструментов, которые могут помочь в этой задаче.

  1. Программа обучения и тренингов для новых сотрудников. Объяснение того, как все работает, может ускорить вхождение новых сотрудников в работу.
  2. Контроль коммуникации между руководителем и сотрудником. Следует отслеживать, как руководитель общается с новым сотрудником и помогает справиться с задачами. Коммуникация должна работать и в обратную сторону.
  3. Разработка пошаговых задач для новых сотрудников. Это поможет снизить адаптационный стресс и обеспечить более плавное вхождение нового сотрудника в рабочий процесс.
  4. Выполнение общественных поручений для укрепления контактов с коллективом. Новым сотрудникам важно познакомиться с коллегами, наладить неформальные связи и влиться в коллектив.
  5. Организация тимбилдингов. Такие мероприятия позволяют сотрудникам лучше узнать друг друга и создать комфортную психологическую обстановку.
  6. Корпоративный PR. Важно, чтобы сотрудники понимали ценности и устремления компании, а также ее образ как надежного работодателя, заинтересованного в каждом сотруднике.
  7. Наличие единого информационного пространства для сотрудников. Оно должно обеспечивать возможность каждому понимать, что происходит в компании, знать ее структуру, иметь возможность получить оперативную информацию о коллегах и найти их контакты.

В качестве инструмента работы сотрудников с корпоративной информацией могут использоваться различные корпоративные соцсети, в том числе мультифункциональные. Они помогают сотрудникам быстрее и легче находить информацию, общаться друг с другом и участвовать в онлайн-мероприятиях. Они также позволяют контролировать активность и продуктивность сотрудников, следить за индивидуальным диалогом руководителя с новичком и создать единое инфопространство для всех сотрудников.

Корпоративные соцсети могут значительно ускорить процесс адаптации новых сотрудников и укрепить корпоративную культуру. Они также могут помочь уменьшить текучесть кадров и повысить общую удовлетворенность сотрудников своей работой.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *