Художник Александр Шевченко: наследие мастера

Художник Александр Шевченко: наследие мастера

Часто бывает так, что настоящий талант художника признается только после его смерти. Однако случается и так, что этому открытию приходится происходить слишком поздно, когда произведения мастера уже не обнаружить. Вот почти что такая ситуация была с наследием российского, а затем уже советского художника Александра Васильевича Шевченко. Но судьба его творчества окончилась счастливо. Рассмотрим подробнее.

В настоящее время имя художника Александра Шевченко оказалось известным разве что абсолютным знатокам, тогда как более 100 лет назад его работы вызывали значительный интерес и споры. Биография Александра Васильевича была богата событиями.

Александр Васильевич Шевченко - известный художник-авангардист, один из представителей авангардного направления в русской живописи XX века. Он родился не в художественной среде - его отец был приказчиком в Харькове. Но художественные способности проявились у мальчика еще в реальном училище благодаря преподавателю Дмитрию Бесперчию, который заметил его талант. В дальнейшем, ученик Карла Брюллова стал первым наставником будущего художника.

Мальчиком его приобщил к театру талантливый художник и впоследствии актер и режиссер, Николай Улих. Всего 11 лет Саша работал помощником главного художника местного оперного театра и пробовал себя в качестве декоратора. С семьей Александр переехал в Москву, где поступил в Строгановское училище на декоративное отделение. Уже в начале обучения выделяться на фоне других студентов. На одной из выставок ученических работ ему была присуждена премия, что позволило ему получить возможность путешествовать за границу. В период обучения молодой художник работал рисовальщиком на московских фабриках и очень нуждался в средствах к существованию, так как жил отдельно от отчима после смерти матери.

Во время обучения в учебном заведении Александр Шевченко посещал занятия известных художников и лекции Михаила Врубеля и Константина Коровина. Причем, увлечение рассказами педагогов о западной живописи повлияло на его желание отправиться в Париж. Училище было временно закрыто из-за революционных волнений, что только укрепило его решение о посещении французской столицы. В Париже он работал в мастерской Эжена Каррьера и учился в частной академии художеств. Во время пребывания в столице Франции художник каждый день посещал Лувр, мастерские французских мастеров и изучал творчество импрессионистов. Александр Шевченко отмечал, что Париж и Лувр ошеломили его, и там он получил истоки работы с цветом.

По возвращении в Россию из путешествия по Европе, Александр Васильевич окончил Строгановское училище и поступил в Московское училище живописи, где был принят сразу в мастерскую Константина Коровина на заключительный курс. Однако его творческие поиски нового пути в живописи вызвали недопонимание со стороны академической профессуры, и вместе с еще 60 студентами он был отчислен. Многие из них поддерживали новые течения в живописи, что приводило к открытым конфликтам со старой школой.

Новые течения в российской живописи начала XX века вызывали возмущение у приверженцев классического стиля. Молодые художники, в том числе Александр Шевченко, активно экспериментировали с формой и цветом. Несмотря на то, что он был наиболее традиционным среди своих коллег, вводя новые формы в картины, соответствующие академическим канонам, его творчество отражало основные тенденции того времени.

В поисках своего стиля молодежь уделяла больше внимания форме и цвету, чем сюжету. В творчестве Александра Шевченко можно увидеть, как развивалось русское искусство начала XX века. Он любил экспериментировать с формами в живописи, светопередачей, графическими техниками, цветом, композицией. Он был близок к группе художников «Ослиный хвост», входил в общество «Маковец» и участвовал в выставках объединений «Бубновый валет» и «Мир искусства». Позднее из его учеников он организовал «Цех живописцев».

Когда Александр Шевченко вернулся из Парижа, в его работах уже было видно влияние французских импрессионистов и русских символистов. Он изучал работы Поля Сезанна и всегда считал, что тот научил его видеть, ценить и понимать старых мастеров. В его более поздних работах заметны мотивы ироничного примитивизма. Сам художник называл свою манеру тектоническим примитивизмом и наблюдал за истоками этого течения в русской иконописи и лубочной живописи.

Несмотря на то, что Александр Шевченко вернулся к символизму, его новый символизм был характерен обобщенностью форм и монументальностью композиции. Его творчество пропитано множеством новаторских идей, и он всегда пытался осмыслить задачи искусства, не принимая ни одно течение до конца.

Художник Александр Васильевич Шевченко не смог остаться в стороне от Первой мировой войны – он провел на фронте несколько лет и получил серьезное ранение. В 1917 году, когда произошла Октябрьская революция, жизнь Шевченко изменилась кардинально. Он вступил в период активной деятельности, организуя выставки, объединения и разработку новой художественной концепции. Наркомпрос поручил ему организацию печатных мастерских, и он был назначен их директором. Кроме того Александр Шевченко участвовал в создании Музея художественной культуры.

Однако, несмотря на все его дела, наступили трудные времена. В 1930 году художника обвинили в "эстетствующем формализме", а его персональную выставку в Пушкинском музее закрыли совсем скоро после открытия. Работа над монографией художника в этот период также прекратилась, и картины Шевченко были отправлены в запасники. Тем не менее, работы мастера продолжали пользоваться популярностью за рубежом – их выставляли в Англии, Италии, Германии и Швейцарии.

Жизнь художника не была лишена и ярких моментов. После революции Александр Васильевич стал преподавать в Государственных свободных художественных мастерских – ВХУТЕМАСе, являвшемся позднее ВХУТЕИНом, и преподавал там более 10 лет. Как декан живописного факультета ВХУТЕИНа он работал долгие годы. Позднее, когда он ушел из института, Александр Шевченко руководил кафедрами живописи в Центральном художественно-промышленном училище и Московском текстильном институте. Шевченко был великолепным педагогом и многие студенты любили его за то, что он не навязывал свое мировоззрение и методы, а наоборот, старался развивать индивидуальные способности каждого своего ученика.

Династия художников Александра Шевченко

Александр Шевченко, известный русский художник, проводил свою личную жизнь в окружении людей, обладающих талантом и единомышленников. Его первая жена, Надежда Псищева, которую он познакомил в Строгановке и бросил учебу ради нее, была вместе с мужем во Франции, где они изучали работы мастеров. К сожалению, талантливая Надежда умерла от чахотки в молодом возрасте и не успела раскрыть всего своего потенциала. Выставление ее работ можно увидеть на ресурсе russkiy-peyzazh.ru.

Единственная дочь Александра — Татьяна — почти не дожила до начала XXI века. Ее мать умерла, когда ей было всего два года, и ее воспитал тетя, ставшая второй женой Александра Шевченко. Учителями Татьяны были ее отец и дядя, которые с удовольствием давали ей первые заказы на рисование, направляли ее творчество и давали советы. Со временем Татьяна стала известным мастером колористики и талантливым живописцем, создающим многоплановые поэтические картины. Ее работы можно найти на сайте museum.ru.

направленностью, а графические - выразительностью и графизмом.

Художник Александр Шевченко прошел через разные этапы в своем творческом пути. В первый период его работ были подвержены влиянию импрессионистов, таких как Сезанн, Ренуар и Гоген. В работах этого периода можно заметить размытые контуры, чистые краски и игру света и тени, что делает их сходными с импрессионистическими работами. Однако в работе "Карусель" можно увидеть смешанную технику акварели, гуаши и карандаша, напоминающую лубочную живопись.

В работах более позднего периода, таких как "Город", Шевченко использовал технику кубизма, что считалось основным направлением группы "Ослиный хвост". Он соединил кубофутуризм и примитивизм, превратив их в свой собственный стиль. Его работы отличаются пересечением острых граней и линий, динамическим ритмом и гармоничными образами.

Многие работы Шевченко имеют примитивистские и неопримитивистские черты, например, "Портрет поэта". Эта работа является пародией на парадный портрет, где образ "служителя муз" принижен до уровня лакея. Однако, в отличие от других художников примитивизма, у Шевченко нет аляповатости и нарочитой красочности. Его работы наполнены скрытой поэтической красотой.

В работах Шевченко периода 1920-х годов можно увидеть сочетание графики и живописи. Он выбирал простые бытовые сцены и создавал максимально обобщенные образы, раскрывая характер и эмоции через пластику. Живописные работы в этот период характеризуются гармоничностью и бытовой направленностью, а графические - выразительностью и графизмом.

Архив Александра Шевченко: какую находку сделал антиквар

Современные знатоки и критики считают Александра Шевченко талантливым, но недооцененным художником. В энциклопедиях его называют живописцем, графиком, теоретиком искусства. Главным образом в музеях представлены его живописные работы, но мало кто знает, что он также был графиком, создавал монотипии.

Недавно антиквар Дмитрий Поманский с помощью правнучки Александра Шевченко обнаружил уникальный архив работ художника, выполненных в разные годы жизни и в различных техниках. Часть архива пострадала в результате потопа в художественной мастерской дочери Александра Васильевича, но удалось выкупить весь архив благодаря российскому бизнесмену Аркадию Колениченко.

Архив был перевезен экспертами в другое место и сегодня в нем хранятся картины самого Александра Васильевича, его дочерей и первой жены, графика, гравюры и работы в технике монотипии, эскизы, резные фигурки и ларцы, а также архивные документы и личная переписка.

Бизнесмен Аркадий Колениченко планирует передать часть наследия в коллекции русских музеев, а также издать каталог коллекции и организовать выставку работ художника и его семьи для широкой публики.

Аркадий Викторович Колениченко - человек с множеством талантов и интересов. Он известен как бизнесмен и коллекционер предметов искусства и является владельцем и руководителем многопрофильных компаний как в Москве, так и в Владимирской области.

Одним из недавних проектов Аркадия Колениченко стало обретение наследия Александра Шевченко - художника, которого когда-то называли "художником до мозга костей". Сегодня, к сожалению, многие забыли о нем, но благодаря усилиям Колениченко и его команды, имя Александра Шевченко снова стало известно широкой публике. Это дает возможность вспомнить талантливого художника и открыть его творчество для нового поколения зрителей.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *