Правила противопожарного режима: изменения ППР 2023 по обеспечению первичными средствами пожаротушения

Правила противопожарного режима: изменения ППР 2023 по обеспечению первичными средствами пожаротушения

Свод правил противопожарного режима (ППР) устанавливает обязательные требования, которые регулируют организацию производства и содержание объектов защиты, а также поведение людей для поддержания пожарной безопасности. Нормы ППР в России определены на законодательном уровне и должны соблюдаться всеми государственными и частными компаниями. В этом случае ответственность за своевременное выполнение ППР лежит на руководителях и собственниках объектов защиты.

Нарушение свод правил противопожарного режима грозит серьезными последствиями, а именно штрафом, установленным в соответствии со статьей 20.4 Кодекса об административных правонарушениях.

Штраф зависит от категории нарушителя и колеблется в следующих пределах:

  • от 2000 до 5000 рублей для граждан,
  • от 6000 до 15000 рублей для должностных лиц,
  • от 20000 до 30000 рублей для индивидуальных предпринимателей,
  • от 150000 до 200000 рублей для юридических лиц.

Если ППР были нарушены в условиях особого противопожарного режима, в соответствии со статьей 20.4 КоАП, штраф увеличивается практически вдвое. В этом случае, юридические лица будут обязаны заплатить от 200000 до 400000 рублей.

Изменения в ППР в 2023 году

В марте 2019 года правительство РФ утвердило постановление о внесении новых изменений в Правила противопожарного режима (ППР). Напомним, что изменения в ППР вносятся регулярно, к примеру, последние изменения, датируемые декабрем 2017 года, касались ответственности за возгорание сухой растительности в лесных зонах и на земельных участках в сельской местности.

Осенью 2019 года произошли новые изменения в требованиях пожарной безопасности, коснувшиеся граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Постановление Правительства РФ №1216 от 20 сентября 2019 года «О внесении изменений в Правила противопожарного режима в Российской Федерации» запрещает использование открытого огня на балконах (лоджиях) квартир, жилых комнатах общежитий и номерах гостиниц. Также были уточнены запреты на курение. Курить на территории складов и баз, хлебоприемных пунктов, в сенокосных угодьях, на объектах защиты торговли, добычи, переработки и хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей и газов, на объектах защиты производства всех видов взрывчатых веществ, на пожаровзрывоопасных и пожароопасных участках теперь можно только в специально отведенных местах (курилках).

Последние изменения в ППР устанавливают обязанность руководителей культурно-просветительных и зрелищных учреждений информировать зрителей о правилах пожарной безопасности. Рекомендуется сообщать гражданам о порядке действий зрителей при возникновении пожара, направлениях эвакуационных путей и выходов, а также о расположении огнетушителей перед началом сеансов в кинозалах, используя либо речевые сообщения, либо видеосюжеты.

Согласно Постановлению от 20 сентября 2019 года, торговые объекты должны осуществлять загрузку и выгрузку товаров и тары в рабочее время по путям, которые не связаны с эвакуационными выходами, предназначенными для покупателей. Также в случае объектов с ночным пребыванием людей, не являющихся торговыми, обслуживающий персонал должен организовывать круглосуточные дежурства.

Постановление №1216 внесло изменения в требования к пожарной безопасности в медицинских учреждениях. Ранее палаты для детей и тяжелобольных могли находиться только на первом этаже, теперь же они должны быть размещены, преимущественно, на первом этаже. Кроме того, мастерские, склады и кладовые, которые ранее были запрещены в подвальных и цокольных этажах лечебных учреждений, теперь разрешены по проектной документации.

В 2021 году в ППР внесены изменения, направленные на снижение угрозы возгораний на железнодорожном подвижном составе. Проверочные и профилактические мероприятия, проводимые органами государственного надзора, будут уделять пристальное внимание наличию первичных средств пожаротушения, т.е. огнетушителей, на этих объектах.

Изменения в ППР 2021 года дают руководителям организаций и собственникам объектов дополнительные обязательства по обеспечению противопожарной безопасности. Как отмечается, они должны самостоятельно определять зоны возможного возгорания и обеспечить наличие огнетушителей соответствующего типа в достаточном количестве.

Например, в рамках анализа противопожарной безопасности железнодорожного подвижного состава число и тип огнетушителей определяются на основе наименования объекта защиты (например, электровоз, тепловоз, вагон), его размера (поезд, секция), класса возможного пожара и огнетушащей способности самого устройства. Количество и тип огнетушителей определяются на основе Приложения 2.1 ППР, где указаны нормативы согласно упомянутым критериям.

В случае защиты технологического оборудования необходимо учитывать информацию, указанную в технической документации (ТУ или паспортах), которая определяет запрет на использование определенных средств пожаротушения при эксплуатации. Также важно учитывать температуру воздуха на объекте. В случае угрозы возникновения возгораний разного типа в железнодорожном подвижном составе рекомендуется использовать универсальные огнетушители, подходящие для разных областей применения.

Согласно последним изменениям, внесенным в раздел XI (пункт 288.1), теперь все локомотивы и пассажирские вагоны обязаны быть оснащены не только огнетушителями, но и средствами индивидуальной защиты для зрения и органов дыхания каждого работника локомотивной и поездной бригады. Данная норма была установлена для повышения безопасности персонала в транспорте.

Кроме того, Правила пожарной безопасности (ППР) действующие на территории России требуют от руководителей организаций и собственников объектов определять зоны возможного возгорания и обеспечивать соответствующее количество и тип огнетушителей самостоятельно.

Для проведения общего анализа объекта на предмет противопожарной безопасности количество огнетушителей и их тип определяются относительно площади помещения, наличия открытых зон и характеристик горючих веществ. При этом в расчете учитываются три критерия, включая огнетушащую способность устройства, категорию помещения по классу опасности и класс возможного возгорания.

Заметки на полях!

Когда дело касается выбора подходящего типа огнетушителя (ручной или передвижной), наиболее важным фактором является размер возможного пожара. Для предотвращения крупных пожаров, противопожарное законодательство России требует использования передвижных огнетушащих средств. В помещениях размером до 50 м³ следует использовать дополнительные самосрабатывающие порошковые огнетушители.

При защите технологического оборудования правильный выбор огнетушителей должен основываться на соответствующих технических документах (технических условиях и паспортах), которые также включают запреты на использование определенных типов огнетушителей. Важно учитывать температуру воздуха на объекте, а в случае возможной угрозы пожара или его разнообразных видов следует отдать предпочтение универсальным огнетушителям.

Статья начинается с важного привода внимания к тому, что количество и тип огнетушителей должны соответствовать определенным нормам, утвержденным Приложениями 1 и 2 ППР. Эти нормы зависят от класса пожара и категории по пожарной и взрывопожарной опасности объекта.

Таким образом, выбор огнетушителей должен быть внимательно продуман и оценен на основании указанных норм, чтобы обеспечить максимальную безопасность на объекте. Важно помнить, что несоответствие нормам может привести к серьезным последствиям, как для самого объекта, так и для окружающих людей. Поэтому следует проявлять ответственность при выборе и установке огнетушителей.

Как правильно обеспечить противопожарную безопасность на объекте

Правила противопожарного режима, наряду с общими нормами обеспечения безопасности путем использования первичных средств, содержат специальные требования для конкретных объектов. Например, здания общественно-делового назначения обязаны быть оснащены двумя огнетушителями на каждом этаже, а норма определения количества огнетушителей для нескольких помещений одного типа, находящихся рядом, рассчитывается путем суммирования площадей всех помещений. В случае объектов категории Д с площадью до 100 м2, установка огнетушителей не требуется, но если присутствует автоматическая система пожаротушения, количество огнетушителей понижается на половину от общей нормы. Для мест хранения вычислительной техники, архивов и музеев используются углекислотные или хладоновые огнетушители.

На еще один важный аспект противопожарной безопасности обратим внимание - требования к огнетушителям, которые устанавливаются в действующих правилах. К примеру, Правительство РФ определяет нормы удаленности огнетушителя от потенциального места возгорания, которые колеблются в диапазоне от 20 до 70 м, в зависимости от категории и типа объекта. Кроме этого, высота расположения огнетушителя не должна превышать 1,5 м.

Ответственность за надлежащее следование правилам противопожарной безопасности лежит на руководителях организаций. Именно они должны обеспечивать оснащение помещений огнетушителями, контроль за их исправностью, соблюдение правил хранения и проведение проверок и осмотров средств первичной защиты. Также руководители обязаны своевременно перезаряжать огнетушители и обеспечивать железнодорожный подвижной состав необходимым количеством огнетушителей, согласно приведенным нормам.

Приобретая огнетушители, следует учитывать, что требования к ним остаются неизменными. Основным критерием является наличие у огнетушителя паспорта от изготовителя с порядковым номером, а также наличие пломбы, устанавливаемой на запускающее или запорно-пусковое устройство при производстве или заправке огнетушителя. Важно также иметь в виду, что при срыве пломбы или ее повреждении огнетушитель следует отправить на перезарядку. Несоблюдение правил противопожарной защиты может привести к составлению административного протокола на руководителя.

Конечной целью ужесточения требований, связанных с обеспечением противопожарной безопасности, является снятие ответственности с государственных структур по многим вопросам. На собственников и арендаторов возлагается личная обязанность защищать собственное имущество, при этом государство осуществляет контроль за соблюдением правил. Необходимо отметить, что повышение требований к противопожарной безопасности не стоит рассматривать как давление на собственников, а является вопросом жизненной важности. Ведь несоблюдение первичных мер противопожарной защиты может привести к необратимым последствиям.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *